Учителю-предметнику

ГУО «Средняя школа №47 г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского»

Витебск, 2020

«Плохой учитель преподносит истину,  

хороший учит ее добывать»  

 

 А. Дистервег  

 

 

УРОК.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.

 

УРОК.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). 

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

 

СТРУКТУРА УРОКА. ТИПОЛОГИЯ УРОКА.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

  1. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
  2. Проверка домашнего задания (10-15 минут). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
  • Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
  1. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
  2. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились учащиеся на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний.
  3. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Типы урока.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков студентов.

5.Комбинированный или смешанный урок.

 

Нетрадиционные типы

урок изложения нового материала

Урок фантазирования

комбинированный урок

Урок – соревнований

урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков

Урок открытых мыслей

урок самостоятельной работы

Урок – турнир

урок-конференция и урок-семинар

Урок – диспут

урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала

Урок – зачёт

урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

Урок творчества

интегрированный урок

Урок - спектакль

интерактивный урок

Урок – конкурс

 

Урок – конференция

 

Интегрированный урок

 

Урок – игра

 

Урок - сказка

 

Урок – КВН

 

Урок – путешествие

 

Аукцион знаний

 

Волшебный концерт

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

  1. Дидактические
  • чёткое определение места урока среди других уроков,
  • соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
  • учёт принципов целостного педагогического процесса,
  • выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
  • наличие межпредметных связей.
  1. Воспитательные и развивающие методы.
  • формирование памяти, внимания и мышления учащихся,
  • воспитание нравственных качеств личности,
  • развитие познавательного интереса и мотивов,
  • соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения,
  • развитие творческих способностей,
  • создание проблемной ситуации.
  1. Организационные требования к уроку.
  • наличие продуманного плана проведения урока,
  • чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
  • создание рабочей дисциплины,
  • использование средств обучения и информационных технологий,
  • завершённость урока, его гибкость и подвижность.
  1. Гигиенические требования к уроку:
  • температурный режим;
  • физико–химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие мебели росту учащихся.
  1. Требования к технике проведения урока:
  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершёнными;
  • необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  • по возможности следует менять виды деятельности студентов, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
  • Учитель должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

 

Разработка плана урока.

 

План урока – конечный результат подготовительной работы преподавателя.

Он составляется на основе перспективно-тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

 

В плане указывается:

  1. – тема урока,

    - тип урока,

    - вид урока.

  1. Цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая).
  2. Оборудование.
  3. Литература.
  4. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

 

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Преподаватели математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены учащимся на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

 

10 СОВЕТОВ ДЛЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

 

  1. Учить — и никаких гвоздей! До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно. Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят. Не нужно бояться детей — отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.
  2. Преступление и наказание! Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания — дневник на стол. Ещё один проступок — запись для родителей в дневнике. По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.
  3. Всегда на связи! Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.
  4. Право на ошибку! Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель — заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога. В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс. Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных. У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.
  5. Доброе слово и кошке приятно! Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу. Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения — залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети — тоже люди, вот в чём секрет.
  6. Не «по понятиям»! Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен. Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте. В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.
  7. Почувствуйте себя архивариусом! Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы. Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.
  8. Время вести дневник! И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память — информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге. Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Некоторые сайты, например сервис LECTA, предлагают подготовку к урокам и ВПР, проверку заданий и посещение курсов. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.
  9. Добрый совет дороже денег! Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания. Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме — подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь — так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.
  10. «С ремеслом спеши дружить — в коллективе легче жить»! Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника — человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии — с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.