Страничка учителя-дефектолога

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

развернуть

Что это за диагноз?

Аутизм – это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни.

Аутизм диагностируется в раннем возрасте и влияет на способность человека к восприятию информации.

Люди с аутизмом—какие они?

  • Испытывают трудности в общении и социальном взаимодействии;
  • используют периферическое зрение при всех видах контакта;
  • избегают телесного контакта;
  • отличаются своеобразным речевым развитием;
  • предпочитают одиночество;
  • болезненно воспринимают всё новое, следуя чётко отработанному внутреннему алгоритму;
  • отличаются стереотипностью выполняемых действий и движений;
  • чрезмерно чувствительны к разного рода раздражителям (звуковым, световым и др.).

Из-за большого разнообразия проявлений аутизм принято называть расстройством аутистического спектра».

Причины возникновения аутизма?

Медики до сих пор не уверены, что приводит к проявлениям аутистических расстройств. Некоторые версии таковы: наследственность, генная мутация, малый вес новорожденного, родовая гипоксия, зрелый возраст родителей.

Как правильно говорить о людях с аутизмом?

Людей с таким состоянием корректно называть «людьми с аутизмом», но не «ауистами».

Существует правило «people-firstrule», которое гласит, что в начале нужно говорить о человеке, а потом называть его особенность.

Также не стоит применять фразы «болеет аутизмом» или «страдает от аутизма». Они не болеют, не страдают. Они просто другие.

Распространенным мифом о людях с аутизмом является мнение, что они якобы не испытывают чувств, не умеют любить и сострадать. На самом деле их чувства такие же яркие, как и у других, но проявляются иначе.

Почему именно синий цвет?

По статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек.

За последние годы акция «Зажги синим!» приобрела широчайшую популярность.

Символом информированности о проблеме аутизма является также ленточка с изображением пазла.

 

Узор на ленточке символизирует сложность нарушения, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей с аутизмом живёт в нашем мире.

свернуть

«Домашние задания и... хорошее настроение»

развернуть

Рекомендации родителям учащихся

по выполнению домашних заданий учителя

 

  • Не сравнивайте умения своего ребенка с умениями других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего

задания.

  • Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это

сослужит ему плохую службу.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по

выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

  • Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника,

его справочных материалов, правил и инструкций.

  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних

заданий.

  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи,

братьями, сестрами.

  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних

заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по

различным предметам.

  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-

либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к

учителю-предметнику и завучу.

  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие

формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.

  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы,

связанные с подготовкой домашних заданий.

  

Как учить стихотворение наизусть

 

  • Выполнение домашнего задания начинай с работы над стихотворением.
  • Прочитай стихотворение вслух. Выясни значение непонятных слов.
  • Прочитай стихотворение выразительно, постарайся почувствовать его

    настроение и ритм.

  • Раздели стихотворение на четверостишия или отрывки.
  • Прочитай четверостишие, постарайся повторить по памяти, при

    необходимости заглядывай в текст. Выучи четверостишие.

  • Таким же образом выучи второе четверостишие. Повтори первый и второй отрывок вместе.
  • Так же выучи следующий отрывок.
  • Расскажи наизусть всё стихотворение. Перед сном 2—3 раза повтори

    стихотворение.

  • На следующий день утром ещё раз прочитай стихотворение, а потом

     расскажи его наизусть.

 

Домашние задания и... хорошее настроение

 

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

 

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду. Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия;
  • не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
  • в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

 

Как относиться к отметке своего ребенка

 

Помните, что это ваш ребенок, и отметка, полученная им - это ваша отметка. Как бы вы отнеслись к себе в этом случае?

Двойка - всегда наказание. Не ругайте, не наказывайте ребенка, ему и так плохо. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги. Не усложняйте его путь.

При выполнении заданий дети часто отвлекаются. Это вина взрослых, которые не научили ребенка сосредотачиваться на деле и сами постоянно дергают и отвлекают. Постарайтесь терпеливо учить ребенка не отвлекаться при выполнении задания.

Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.

Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении.

Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.

Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя.

свернуть

«Развитие межполушарных связей как средство развития познавательных процессов»

развернуть

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. В этом нам может помочь специальная гимнастика:

  1. "Перекрестные движения".

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.

  1. "Ленивые восьмерки".

Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

  1. "Энергизатор".

Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслабленны. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.

  1. "Шапка для размышления".

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

  1. "Точки мозга".

Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку — 8 на потолке.

  1. "Симметричные рисунки".

Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

  1. "Активизация руки".

Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).

  1. "Качание головой".

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. "Сова".

Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

 

ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.

  • Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
  • И. П. – то же.

Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).

  • Для развития сосредоточенности.

Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука — в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).

  • Для развития концентрации, успокоения нервной системы.

Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

Для развития памяти.

  • Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).
  • Согнуть пальцы обеих рук в "кошачий коготь" или крючок.
  • Поочередно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
  • Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
  • Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.
  • Упражнение с орехами (2 ореха).

Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.

  • Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко "покалывать" ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.
свернуть

 «От пальчиков к голове. Важность развития мелкой моторики»

развернуть

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

В коррекционной направленности работы выделяют мелкую и общую моторику. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, общая моторика – это движения тела (корпуса, рук, ног).

Для чего же необходимо развивать у ребенка мелкую моторику?

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два научно подтвержденных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Таким образом, при развитии речи ребенка помимо артикуляционных упражнений также используются и упражнения, направленные на развитие движений пальцев рук (мелкой моторики).

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

 

Подбор упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики и двигательной функции кистей рук:

  1. Угадай-ка?

Опознание уже знакомых предметов, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

  1. Лепка из пластилина.
  2. Поиски предмета.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и пытается отгадать, какой предмет спрятан. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания можно предложить ему достать предмет и назвать его.

  1. Игры с предметами домашнего обихода.
  • На поднос либо на плоскую поверхность нужно рассыпать крупу. Далее следуют провести пальчиком по крупе, изобразив какой-либо предмет (буквы, цифры, геометрические фигуры и др.).
  • Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и имитирует замешивание теста, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

  • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игры-шнуровки по методике М. Монтессори:

Данные игры направлены на развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики, пространственной ориентировке, также способствуют пониманию таких понятий, как «вверху», «внизу», «справа», «слева».

 

свернуть

«Умение рассказывать – важнейшее условие развития речи»

развернуть

Умение рассказывать – важнейшее условие развития речи.

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит, как составная, в общую задачу развития речи детей. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая произведения с несложным сюжетом, у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так ребёнок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и...» -- «Баба», «Была у них...» -- «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» -- «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.

После того, как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел ребёнок описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый только побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике» и т. п.. Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается  уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

свернуть

Рекомендации для родителей «Как эффективнее учить буквы»

развернуть
  • Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
  • Складывать буквы из пальцев.
  • Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
  • Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
  • Лепить буквы из теста, пластилина.
  • Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
  • На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
  • Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
  • Дописывать «сломанные» буквы.
  • Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
  • Подбирать картинки на заданную букву.
  • Раскрашивать большие буквы.
  • Обводить буквы по пунктиру.
  • Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
  • Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
  • Проводить звуко-слоговой анализ слова.
  • Что ты назвал? /слово обозначаем полоской/.
  • Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
  • Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)
  • Прочитай своё слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных? Сколько твёрдых/мягких согласных звуков в слове?
свернуть