"С Днём рождения, писатель"

"Романтик тревожных лет.."

09.01.2024
К 120-летию Аркадия Гайдара, в библиотеке оформлена книжная выставка "Романтик тревожных лет".
развернуть

Всё, что я лелеял и любил...

09.11.2023
В библиотеке оформлена книжная выставка, посвящённая 205 -летию со дня рождения И.С. Тургенева.
развернуть

 9 ноября 2023 года исполняется 205 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наша библиотека не может остаться в стороне от празднования юбилея признанного классика русской литературы. Предлагаем вашему вниманию книжную выставку «Всё, что я лелеял и любил».

 Иван Тургенев — классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург, переводчик и мемуарист, чьи произведения известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его творчество стало значимой частью не только русской, но и мировой культуры. При жизни писатель являлся членом-корреспондентом российской Императорской академии наук, почетным доктором Оксфордского университета, почетным членом Московского университета.

 Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле. Будучи потомком древнего рода тульских помещиков Тургеневых и состоятельного дворянского семейства Лутовиновых, Иван в детстве получил отличное образование сначала в частных пансионах, а позже - с домашними учителями. К четырнадцати годам он свободно владел тремя иностранными языками, хорошо разбирался в литературе и истории. Позже, во время учебы за границей, Иван Тургенев проникся идеалами европейской культуры и стал убежденным "западником", что наложило сильный отпечаток на его творчество. Вера писателя в то, что Россия должна избрать западноевропейский путь развития, впоследствии послужила источником сильнейших разногласий между Тургеневым и Достоевским, который придерживался других взглядов. 

Первые литературные опыты Ивана Тургенева пришлись на годы учебы в Петербургском университете: в 1838 году в журнале "Современник" были опубликованы его ранние стихи. Однако в то время многообещающий студент еще не собирался профессионально заниматься писательством. Позднее, в 1845 году, вышла из печати его поэма "Параша", заслужившая восторженный отзыв Виссариона Белинского. Это событие не только положило начало дружбе между молодым писателем и известным критиком, но и определило судьбу Тургенева: он решил посвятить свою жизнь литературе. Настоящий творческий взлет Тургенева произошел после знакомства в 1843 году с певицей Полиной Виардо, супругой французского писателя и критика Луи Виардо. Любовь к этой женщине сыграла роковую роль для Тургенева, вынудив его провести большую часть жизни за границей, где он и создал свои лучшие произведения. При этом главной темой тургеневской прозы всегда была Россия. Последние двадцать лет жизни Иван Тургенев провел преимущественно в Баден-Бадене (Германия) и Париже (Франция).

 В 1883 году писатель скончался в местечке Буживаль под Парижем, тело его было перевезено в Россию и похоронено рядом с другими русскими писателями на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. За свою творческую биографию Тургенев создал множество стихотворений в прозе, ряд повестей, шесть романов, при жизни принесших писателю мировую славу. Его перу принадлежат такие выдающиеся произведения, как "Записки охотника", "Ася", "Вешние воды", "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Дым". Все они впоследствии не раз были экранизированы советскими, российскими, европейскими, китайскими кинематографистами.

        

свернуть

Певец русской природы

04.02.2023
4 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954). Михаил Михайлович Пришвин был одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, им было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях. Книги Пришвина неповторимы, просты и содержательны, предназначены для читателей разного возраста: для детей дошкольного возраста и школьников, для молодежи и читателей старшего поколения. К юбилею писателя в библиотеке организована и оформлена книжная выставка "Певец русской природы"
развернуть

Весёлая семейка Эдуарда Успенского

22.12.2022
22 декабря исполняется 85 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского - детского писателя, поэта, переводчика, сценариста, телеведущего. Эдуард Николаевич Успенский - один из классиков современной детской литературы. Стихи, сказки, мультфильмы по его книжкам и сценариям любимы несколькими поколениями белорусов. Чебурашка, Крокодил Гена, дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин и даже старуха Шапокляк стали по-настоящему народными персонажами.
развернуть

В нашей библиотеке организована и оформлена книжная выставка " Весёлая семейка Эдуарда Успенского" к юбилею замечательного писателя.

Википедия               Веб-сайт Эдуарда Успенского

        Википедия                                Веб-сайт Э. Успенского

 

 

 

Здесь вы можете посмотреть свои любимые мультфильмы:

"Вера и Анфиса"   "Дядюшка АУ"    "Крокодил Гена и его друзья"         Трое из Простоквашино"

"Вера и Анфиса"                "Дядюшка АУ"                 "Крокодил Гена"               "Трое из Простоквашино"

свернуть

Запавет песняра: жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа

08.11.2022
140 год з дня нараджэння Якуба Коласа, народнага паэта Беларусі, празаіка, драматурга, крытыка, публіцыста, перакладчыка, вучонага, педагога, грамадскага дзеяча; аднаго з заснавальнікаў сучаснай беларускай літаратуры і літаратурнай мовы, акадэміка АН Беларусі ,заслужанага дзеяча навукі Беларусі. У бібліятэцы арганізавана і аформлена кніжная выстава, прысвечаная юбілейнай даце пісьменніка. Таксама для вучняў 7 "К" класа прайшло мерапрыемства, прысвечанае беларускаму пісьменніку.
развернуть

 

 

8 лістапада сумесна з супрацоўнікамі юнацкага аддзела ДУ "Віцебская абласная бібліятэка імя Ў. І. Леніна" правялі для вучняў 7 "К" класа  мерапрыенства «На кожнай сцяжынцы іх песня і голас”. Сустрэча была прымеркаваная да 140 – гадовага юбілею класіка беларускай літаратуры, паэта і празаіка, драматурга і перакладчыка, крытыка і публіцыста, лінгвіста і фалькларыста Канстанціна Міхайлавіча Міцкевіча-больш вядомага як Якуб Колас. Вучні пазнаёміліся з біяграфіяй і творчасцю пісьменніка. З дапамогай разнастайных заданняў  адбылося знаёмства  з героямі беларускіх казак у апрацоўцы Я.Коласа, сярод якіх «Зайкіна хатка», «Воўк-дурань», «Мужык і пан», «не вытрываў», «Музыкі», «Дзіва», «Рак-вусач» і іншыя. Кожнае з гэтых твораў знаходзіць свайго ўдзячнага чытача сярод дзяцей. І ў гэтым-пацверджанне таго факту, што спадчына народнага паэта ўвайшло ў залаты фонд класікі.

Пасля заканчэння мерапрыемства, навучэнцы наведалі кніжную выставу "Пясняр роднай зямлі", прысвечаную юбілейнай даце беларускага пісьменніка.

 

 

https://disk.yandex.ru/i/JSO0xS2Bb1Ll2w

 

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ.

Пересечение судеб Якуба Коласа и Янки Мавра

В творчестве Якуб Колас и Янка Мавр шли совершенно разными путями. А вот в жизни их дороги пересеклись, они даже породнились.

             Сегодня их потомки — главные хранители памяти классиков белорусской литературы.

         В центре Минска, рядом с Государственным литературно-мемориальным музеем Якуба Коласа, в двухэтажном доме живет большая семья. Под одной крышей — сразу четыре поколения. Старейшина семьи — 90-летний Михаил Константинович Мицкевич, младший сын Якуба Коласа. Бок о бок с ним — внуки, правнуки белорусского классика и члены их семей. А всего в Минске сегодня — 6 внуков, 7 правнуков, 4 праправнука автора «Новай зямлi». И среди них есть те, кто может сказать о себе: я потомок Якуба Коласа и Янки Мавра. Конечно, рассказывать о такой семье очень сложно: так много в ней талантливых личностей и столько о ней уже написано, в том числе и самими наследниками Коласа и Мавра. Однако мы сегодня так мало читаем, так лениво познаем культурное наследие, что только живое общение зачастую способно и встряхнуть, и обновить восприятие монументальных фигур и их творчества, помочь увидеть за памятниками живых людей.

Когда-то поэт посадил возле дома три дуба в честь своих сыновей Даниила, Георгия (или Юрки, как его звали родные) и Михаила. Старший выбрал профессию химика, позже стал первым директором Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа. Георгий пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Михаил — доктор технических наук, известный ученый в области электрофизических методов обработки материалов, специалист по использованию электроэрозионных методов обработки металлов. Выйдя на пенсию, занялся пропагандой творчества отца, написал книгу о брате Юрке.

— Михаил Константинович, каким был уклад жизни в родительском доме? Ощущали исключительность личности отца?

— Отец был спокойным и молчаливым. Только секретарь Якуба Коласа Максим Лужанин разговорил его и написал лучшую, считаю, книгу о нем: «Колас расказвае пра сябе». Вставал отец рано, часов в 6. Выполнял работу по дому: колол дрова, зимой очищал дорожки от снега, летом поливал цветы в саду, подрезал кусты. Примерно в 9 утра завтракал и садился писать до 13.00. Днем спал часа два. И потом до 21.00 опять трудился за столом. Мама создала такие условия, чтобы его ничто не отвлекало и во время работы, и во время отдыха. Она первой слушала и читала многие произведения Коласа. Помогала по памяти восстанавливать третью редакцию «Сымона-музыкi», потому что рукопись была украдена. Мама получила строгое воспитание в духовном училище. Она была требовательной, но справедливой. Родная сестра Якуба Коласа Алёна говорила: «Если бы не такая жена брату досталась, может, и не стал бы он таким великим».

— А «Мiхасёвы прыгоды» основаны на реальных событиях? Вы и правда так тяжело болели в ту зиму, что едва не умерли?

— В этой поэме всё, даже имена детей, исторически верны. Зимой 1933 года я заразился дифтерией. Долго не могли поставить правильный диагноз. Едва оклемался от одной болезни, как навалилась ангина, потом корь. После такой тяжелой зимы летом меня отправили в деревню Талька в Пуховичский район. Там набирался сил. Вместе с товарищами ловил рыбу, собирал ягоды. Не так давно наведался в те места. Дом перестроили, а сарай остался прежний.

— Чему научил вас отец?

— Самое главное — он привил любовь к природе. Часто брал с собой в лес, учил читать следы зверей. А еще приобщил Юрку и меня к охоте. Сам отец был отличным стрелком. Это передалось от его дядьки Антося и отца Михала. Когда Юрка увлекся стендовой стрельбой, отец подарил ему отличные ружья. Перед отправлением на фронт брат попросил меня: «Михась, ты только сохрани ружья. Вернусь домой — будем с тобой на охоту ходить». Но с войны Юрка не вернулся, пропал без вести где-то под Вязьмой. Отец все надеялся, что он отыщется. Но чуда не произошло.

— Отец как-то влиял на выбор профессии?

— Нет. Но когда я окончил Московский авиационный институт, работал уже в нашем Институте физики, стал мастером спорта по стендовой стрельбе, он не однажды повторял: «Может, тебе лучше получить образование агронома, будешь жить за городом, в свободное время охотиться». А еще в 1935 году привез из Парижа, где участвовал в писательском съезде антифашистов, отличный фотоаппарат, с которым я долгое время не расставался.

 — Якуб Колас умер в день моего рождения, 13 августа, когда мне исполнилось 5 лет, — рассказывает Мария Мицкевич, внучка Якуба Коласа и Янки Мавра. — С утра он еще пришел меня поздравить, принес конфет. Вечером семья собиралась посидеть за столом. А днем его не стало. 

Как породнились Якуб Колас и Янка Мавр

Якуб Колас и Янка Мавр познакомились еще в 1906 году, когда вместе участвовали в нелегальном съезде учителей, после которого первый попал в тюрьму, а второй лишился права работать в школе. И потом поддерживали отношения, переписывались. Перед войной, когда начала возрождаться традиция украшать к Новому году елки, Янка Мавр привел в Союз писателей младшую дочь, Наташу, и указал ей на мальчика: «Видишь, вон тот самый Михась, о приключениях которого мы читаем с тобой книгу» («Михасёвы прыгоды». — Прим. авт.).

Однако познакомились Михаил Мицкевич и Наталья Федорова гораздо позже, будучи студентами Московского авиационного института. Однажды Наталья во время каникул в Минске забыла дома свой пропуск, который требовался каждому студенту. Мавр, узнав, что сын Якуба Коласа еще в Минске, попросил его зайти, захватить документ и передать дочери. Михась охотно откликнулся. Но, отдавая документ Наталье Федоровой, не удержался и едко заметил: «А на фотокарточке ты красивей!» Тем не менее начал проявлять интерес к девушке, ухаживать. Когда молодые люди решили вступить в брак, Михаил предложил Наталье: «Давай ты позвонишь своему отцу и скажешь, что я женился, а я сообщу своему, что ты вышла замуж». Так и сделали. Якуб Колас выслушал новость и усом не повел. А Янка Мавр заинтересовался и добился признания дочери. И вот два коллеги встречаются в Союзе писателей. Колас поздравляет Мавра с замужеством дочери. Мавр благодарит и спрашивает: «Ну и что мы будем делать с нашими детьми?» Колас в ответ удивляется: «Твоя дочь выходит замуж, что хочешь, то и делай». Мавр так растерялся, что пришел домой и говорит жене: «Колас не признает Наташу невесткой». Позвонили Наталье в Москву, она — в плач. Мавр идет к Коласу домой. Там встречает домработницу (жены Коласа Марии Дмитриевны уже не было в живых), которая тут же любопытствует: «А не за Михася ли ваша Наталья вышла замуж?» «А вы будто этого не знаете?» — недоумевает Янка Мавр. Колас наконец понял, как разыграл его сын, взял из серванта рюмки и предложил свату отметить такое событие.

Михаил и Наталья Мицкевич прожили вместе почти 65 лет. Вырастили троих детей: Сергея, Константина и Марию. В 2012 году Натальи Ивановны не стало.

Старший сын Коласа, Даниил, с детства не расставался с книгами, поражая окружающих всесторонними знаниями (в этом он очень совпадал с Янкой Мавром) и исключительной памятью. У Даниила Константиновича, как у отца и младшего брата, было трое детей: Андрей и Алена — от первого брака и Вера — от второго.

— Мои родители встретились в доме юриста, дипломата Мирзы Авакова, — вспоминает дочь Даниила Мицкевича Вера. — Мама, Алевтина Тимофеевна, зашла с приятельницей к Мирзе Мосесовичу в гости. В это же время к нему по какому-то делу заглянул и мой будущий отец. Когда хозяин представил их друг другу, они протянули руки и одновременно произнесли: «Мицкевич». Удивились, стали выяснять, не родня ли. И когда оказалось, что отец мамы, Тимофей Васильевич, родом с Могилевщины, папа с облегчением вздохнул. С облегчением, потому что мама ему сразу приглянулась. А спустя год знакомства отец послал к маме своих друзей, чтобы свататься.

— На лето меня отправляли обычно в деревню Николаевщина Столбцовского района к двоюродному брату отца Владимиру Ивановичу Мицкевичу, сыну младшей сестры Коласа Михалины, — продолжает Вера Данииловна. — Вспоминаю это время с восторгом. Детям там было раздолье. Хотя и взрослым помогали: кроликов кормили, сено сгребали, ходили за ягодами и грибами в лес. В годы моего детства в Николаевщине проживало много родственников. Сегодня почти все уже в преклонном возрасте, а молодежь разъехалась.

Наследники-подвижники

После смерти Якуба Коласа правительство БССР предложило Даниилу Константиновичу заняться увековечением памяти отца. И старший сын классика согласился, пожертвовав своей профессией (к этому времени он был ученым секретарем Института химии АН БССР). Даниил Мицкевич стал первым директором Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа. Еще при жизни Даниил Константинович приобщил к музейному делу и младшую дочь, Веру, выпускницу Института народного хозяйства.

— И меня это захватило, — признается Вера Данииловна. — Я и сегодня, будучи сотрудником Национальной библиотеки Беларуси, не прекращаю исследовательскую работу. Написала книгу об отце «I бачу пройдзеныя далi…» и небольшую монографию о Якубе Коласе «Пясняр зямлi i неба Беларусi». Это только кажется, что о классиках все известно. А какие-то детали постоянно уточняются. Например, долгое время не было ясности, где же располагалась та Преображенская церковь в Пинске, в которой в 1913 году венчались Якуб Колас и Мария Каменская. Но владыка Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий, обнародовал документы, свидетельствующие о том, что Преображенская церковь (Железнодорожная) входила в комплекс Свято-Варваринской церкви. Обратились к местным властям с предложением повесить на Варваринском храме мемориальную доску в память о Константине Мицкевиче и Марии Каменской. 25 июля прошлого года такая доска появилась. Или другой пример. В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Александра Дмитриевича Каменского, брата Марии Дмитриевны, который жил в семье шурина более 20 лет и которого в 1938 году арестовали и репрессировали. Уже отыскала о нем интересный материал в Национальном архиве, хочу подготовить его и опубликовать.

— При жизни мы постоянно говорили маме, чтобы она написала воспоминания, — рассказывает Мария Мицкевич. — К сожалению, книга вышла уже после ее смерти, только в этом году. Называется «Долгая дорога от дома Янки Мавра к дому Якуба Коласа». С дочерью Василиной (правнучка Якуба Коласа Василина Мицкевич, кандидат социологических наук, сегодня сотрудник Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа. — Прим. авт.) мы собрали письма Коласа к жене и воспоминания разных людей о Марии Дмитриевне. Хотим издать книгу о спутнице и музе поэта. Кроме того, в архиве Янки Мавра я нашла неопубликованный роман «Дзяўчына-мацi», а также личную переписку Ивана Михайловича, которую тоже со временем опубликуем.

Доктор технических наук Михаил Константинович, математик Мария Михайловна, экономист Вера Данииловна, социолог Василина Валерьевна (женщины в этой семье фамилию Мицкевич не меняют. — Прим. авт.) главным делом своей жизни считают сохранение памяти о Якубе Коласе и Янке Мавре. Все они убеждены: творчество их выдающихся предков не устарело. Книга давно и убедительно доказала свою способность делать жизнь духовно богаче, полноценнее, а человека — счастливее. Наследники Якуба Коласа и Янки Мавра и сегодня читают своим детям и внукам «Палескiх рабiнзонаў» и «У краiне райскай птушкi», «Сымона-музыку» и «Новую зямлю» и очень хотят, чтобы эти произведения не забывали соотечественники.

 

 

“Спяшайцеся з паэтам стрэцца”

Віктарына па жыццю і творчасці Якуба Коласа

  1. Сапраўдныя прозвішча і імя Якуба Коласа.

 (Міцкевіч Канстанцін Міхайлавіч)

  1. Дзе нарадзіўся будучы паэт?

 (засценак Акінчыцы Мінскай губ.)

  1. Дата яго нараджэння.

 (3 лістапада 1882г.)

  1. Дзе прайшла найбольш значная частка дзяцінства будучага паэта?

 (леснічоўка Альбуць)

  1. У якім творы паэт апісаў родныя мясціны?

 (Паэма “Новая зямля”)

  1. Пад якой назвай Я. Колас апісвае родныя мясціны?

 (“Парэчча”)

  1. З якой ракой цесна звязана жыццё Якуба Коласа?

 (Нёман)

  1. У якіх творах сустракаецца назва гэтай ракі?

 (“Нёманаў дар”, “Туды, на Нёман”)

  1. Кім быў па прафесіі і дзе атрымаў адукацыю Канстанцін Міцкевіч?

 (настаўнік, Нясвіжская настаўніцкая семінарыя)

  1. Першае месца працы настаўніка К. Міцкевіча?

 (вёска Пінкавічы)

  1. У якіх месцах на Палессі, акрамя Пінкавіч, працаваў пачынаючы паэт?

(в. Люсіна, г. Пінск)

12.У якіх творах Я. Колас апісвае Палессе?

 (“На прасторах жыцця”, “На ростанях”, “Дрыгва”)

  1. Як называлася першая кніга Я. Коласа, прызначаная для дзяцей? У якім

годзе яны выйшла?

 (“Другое чытанне для дзяцей беларусаў”, 1909 г.)

  1. З якога твора гэтыя радкі: “Мой родны кут, як ты мне мілы…”?

 (паэма “Новая зямля”)

свернуть

130 лет со дня рождения Константина Паустовского

31.05.2022
развернуть

130 ЛЕТ К. Г. ПАУСТОВСКОМУ

 

     Константин Георгиевич Паустовский – русский советский прозаик и драматург. Он родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского (1854-1912) и Марии Григорьевны (1869-1934). Семья имела украинско-польско-турецкие корни. Дед писателя был казаком с украинским происхождением, мама была турчанкой, бабушка писателя по матери – полькой. У Константина было двое старших братьев – Борис и Вадим, сестра Галина. Отца часто переводили по службе, семья много переезжала, в конце концов в 1898 году семья осела в Киеве, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Осенью 1908 года, когда он перешел в шестой класс, отец ушел из семьи. После этого он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.      Осенью 1909 года он возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь. Чтобы оплачивать учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.      В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина. В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».      Через некоторое время К. Паустовский поселился у своей бабушки с материнской стороны, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Первый рассказ Паустовского «На воде» вышел в альманахе «Огни» (1912).

     Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет Св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года. В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.      С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву, здесь жили его мать, сестра и один из братьев, и перевёлся в Московский университет на юридический факультет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал вагоновожатым трамвая, потом санитаром на одном из поездов. Поезд развозил раненых по тыловым городам.      «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры», – вспоминал Константин Паустовский.      После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».      Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской (1889-1969). Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали её Хатидже, так же называл её и Паустовский: «Её люблю больше мамы, больше себя… Хатидже – это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». В 1916 году пара обвенчалась.      Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился – все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.      Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь отправился за матерью и сестрой – на этот раз в Киев. Пережив здесь несколько переворотов Гражданской войны. В декабре 1918 года он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию – в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.      Паустовский переехал в Одессу, где жил два года и работая в газете «Моряк»: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников „Моряка“ были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель (о котором позже оставил подробные воспоминания), Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но ещё не печатался, считая, что ещё не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий“. Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе (Северная Персия), пока, наконец, не вернулся в Москву».      В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), где и начал печататься.      Первый сын Паустовского – Вадим – родился в 1925 году (умер в 2000 г.).      В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались. Первый сборник рассказов автора «Встречные корабли» вышел в 1928 году, тогда же был написан роман «Блистающие облака». Константин Паустовский в эти годы сотрудничает со многими периодическими изданиями: работает в газете «Правда» и нескольких журналах. О своем журналистском опыте писатель отзывался так: «Профессия: всё знать».      В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№  6), «Погоня за растениями» (№  7), «Зона голубого огня» (№  12).      Вот как говорил сам К. Г. Паустовский: «Сознание ответственности за миллионы слов, стремительный темп работы, необходимость точно и безошибочно регулировать поток телеграмм, отобрать из десятка фактов один и переключить его на все города – все это создает ту нервную и неспокойную психическую организацию, которая называется „темпераментом журналиста“.      С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой – после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем, посвятив всё свое время литературе, как называл её сам – «Повесть о жизни».      В следующие годы он путешествовал по стране, написал много художественных произведений и очерков.      В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода (тема была подсказана М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».      По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» №  4 за 1932 год.      В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия Валишевская-Навашина (1896-1975), с которой он познакомился ещё до развода (приёмный сын Сергей Навашин).      В 1938 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.      Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№  7, 1938 г.).      В это время писатель открыл для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю – Мещёру. В десятках своих восхитительных рассказов он воспел эту рязанскую сторону. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Мещёре я обязан многими своими рассказами, „Летними днями“ и маленькой повестью «Мещёрская сторона». Валерия, его вторая жена становится вдохновительницей многих произведений – например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).      С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

 

     В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.      Третьей женой Константина Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова (1903-1978). Они встретились, когда она уже пять лет была вдовой с дочерью Галиной Арбузовой (ныне – хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе), Константин Георгиевич оставил вою супругу, чтобы создать новую семью. Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было ещё на свете». Они поженились в 1950 году, и в тот же год, в селе Солотча Рязанской области, у них родился сын Алексей (1950-1976).

 

     В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.      В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить «удивительную и прекрасную область человеческой деятельности». По приглашению болгарских писателей в 1959 году К. Паустовский посетил Болгарию. В середине 1960-х Паустовский закончил автобиографическую «Повесть о жизни», в которой рассказывает в том числе о своем творческом пути. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.      В том же 1965 году Константина Паустовского номинировали на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову. В книге «Лексикон русской литературы ХХ века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком, по этому поводу сказано: «Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам». Ещё трижды он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: 1966, 1967, 1968.      В 1965 году Паустовский подписал письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал А. Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений.      В 1966 году Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.      Во время судебного процесса над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем К. Г. Паустовский вместе с К. И. Чуковским открыто выступил в их поддержку, предоставив суду положительные отзывы об их творчестве.      Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провёл в Тарусе, маленьком городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, и 30 мая 1967 года стал первым «почетным гражданином» города. Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из «Золотой розы», множество новелл и статей: «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Городок на реке».      Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова. За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело». В результате приказ об увольнении подписан не был.

     Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. Согласно завещанию, Константина Георгиевича Паустовского похоронили на городском кладбище Тарусы.

     Журналист Валерий Дружбинский, работавший у К. Паустовского литературным секретарём в 1965-1968 годах, в своих воспоминаниях «Паустовский, каким я его помню» написал: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

 

Творчество

     Как говорил сам Константин Паустовский о своём творчестве: «Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.      Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг.

 

     …Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».      Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Г. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое»), были написаны им ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На воде» был напечатан в 1912 году в киевском альманахе «Огни», №  32 и был подписан псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» (№  10-12, октябрь-декабрь, 1913 год).      В 1915 году в газете «Вятская речь» – первый очерк Паустовского «Письма с войны».      В 1916 году, работая на котельном заводе «Альберт Невъ, Вильде и Ко» в Таганроге, К. Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.      «Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…      Романтическая настроенность не противоречит интересу к “грубой“ жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.      Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека».      В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». «Первой моей „настоящей“ книгой был сборник рассказов «Встречные корабли“», хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925-1927 годах. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.      Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 году в московском издательстве «Молодая гвардия», по мнению критиков, повесть сразу выдвинула Паустовского в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за рубежом. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат.      В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник.      В 1930-е годы были созданы разнообразные по тематике повести:      «Судьба Шарля Лонсевиля» – написана летом 1933 года в Солотче. Впервые вышла отдельным изданием в московском издательстве «Молодая гвардия». Переиздавалась несколько раз. Была переведена на многие языки народов СССР.      «Колхида» – написана осенью 1933 года, впервые была напечатана в альманахе «Год 17-й» в 1934 году. Созданию повести предшествовала поездка Паустовского в Мегрелию. В 1934 году «Колхида» была издана отдельной книгой (Москва, «Детиздат»), неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки и языки народов СССР.      «Чёрное море» – написана зимой 1935-1936 годов в Севастополе, где Паустовский поселился специально, чтобы иметь возможность пользоваться материалами Севастопольской морской библиотеки. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Год XIX», в №  9 за 1936 год.      «Созвездие гончих псов» – написана в 1936 году в Ялте. Впервые была напечатана в журнале «Знамя» 1937 год №  6. В том же году повесть вышла отдельным изданием в «Детиздате». Пьеса, написанная Паустовским по этой повести, шла во многих театрах страны в течение многих лет.      «Северная повесть» – была написана в 1937 году, писалась в Москве и Солотче. Впервые была напечатана под названием «Северные рассказы» в журнале «Знамя» (№  1, 2, 3 за 1938 год). В 1939 году повесть вышла отдельной книгой в Детиздате. Отдельными изданиями печаталась в Берлине и Варшаве.      «Исаак Левитан» (1937),      «Орест Кипренский» (1937),      «Тарас Шевченко» (1939).      Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».      Повесть «Золотая роза» (1955) посвящена сущности писательского труда.      Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может одно из его главных произведений, написанное в 1945-1963 годах – его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, в 6 книгах, впервые полностью опубликованая Гослитиздатом в 1962 году. Различные части книги публиковались в журнальных вариантах по мере написания.      «Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах – «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни“».      Детству писателя там посвящена первая книга «Далёкие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963).      В его творчестве есть и фантастическое, это рассказ «Доблесть», в котором действует установка под названием «экран тишины», заглушающая любые звуки, а также сказки «Артельные мужички», «Тёплый хлеб» и рассказ «Старая рукопись».      Немецкий славист и литературный критик В. Казак писал: Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского – аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.      В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.

По сценариям К. Г. Паустовского были поставлены кинофильмы:

1935 – «Кара-Бугаз» 1943 – «Лермонтов» 1957 – «Телеграмма» (короткометражный фильм) 1960 – «Северная повесть» 1965 – «Обещание счастья» (фильм-спектакль) 1967 – «Растрёпанный воробей» (мультфильм) 1967 – «Начало неведомого века» киноальманах, в котором третья часть «Повести о жизни», озаглавив весь сборник, выступила под названием «Мотря» 1971 – «Стальное колечко» (короткометражный фильм) 1973 – «Тёплый хлеб» (мультфильм) 1979 – «Стальное колечко» (мультфильм) 1979 – «Квакша» (мультфильм) 1987 – «Тёплый хлеб» (короткометражный фильм) 1988 – «Жильцы старого дома» (мультфильм) 1983 – «Солдатская сказка» (мультфильм) 1989 – «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига) 2003 – «Остров без любви» (телесериал; 4-я серия «Вас буду ждать я…» по рассказу «Снег»)

Награды и премии

31 января 1939 – орден Трудового Красного Знамени 1959 – Польская национальная премия за литературные труды, содействующие укреплению дружбы между народами СССР и Польши. 30 мая 1962 – орден Трудового Красного Знамени 16 июня 1967 – орден Ленина 1967 – Премия имени Влодзимежа Петшака (Польша) 1995 – Медаль «За оборону Одессы» (посмертно) 1997 – Медаль «За отвагу» (посмертно) 2010 – Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (посмертно)

Память

     Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке №  2 – одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР №  134 от 20 февраля 1969 года.      Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского – (5269) Paustovskij (укр.) рус. = 1978 SL6.      В 1981 году в СССР был выпущен почтовый конверт, художник Г. Кравчук.      Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея. Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса.      24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.      29 мая 2012 года, к 120-летию Паустовского, ему был установлен памятник в Санжейке, где писатель жил и работал в августе 1960 года.      Именем писателя названы: улица Паустовского в Москве, улицы в Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепре, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Горловке, Библиотека №  5 в Севастополе, теплоход проекта 1430 в Крыму, сухогруз «Константин Паустовский» проекта (СФРЮ).      К 125-летию со дня рождения писателя был создан организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского, в состав которого вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Института русской литературы Всеволод Багно, директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева, директор Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие.      В день рождения Паустовского в 2017 году главные торжества прошли в Доме-музее писателя в Тарусе. Всего в юбилейный год состоялось около 100 праздничных мероприятий. Среди них «Ночь в архиве» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где гостям представили подлинные рукописи автора. В Москве прошла международная конференция, посвященная литературному наследию Константина Паустовского.      В Доме-музее писателя в Тарусе работала выставка «Неизвестный Паустовский». В национальном парке «Мещёрский» открылся маршрут «Тропа Паустовского» (Там же планируется создать музей по мотивам его произведения «Кордон 273»). Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собрал в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России.      К юбилею писателя «Почта России» выпустила конверт с оригинальной маркой.      Уникальные предметы, в числе которых рукописи, открытки, письма, автографы, показали 1 ноября на выставке «Россия глазами Паустовского», которая открылась на Арбате. Также 1 ноября была открыта выставка «Паустовский и кино» в галерее «Беляево». С 14 декабря 2017 по 4 февраля 2018 в Государственном музее имени Пушкина проходила выставка «Константин Паустовский. Без купюр», приуроченная к 125-летию писателя и выступила основным выставочным проектом юбилейного года, организованным Московским литературным музеем-центром К. Г. Паустовского совместно с партнёрами. Среди приобретённых документов особую ценность представляет открытка, отправленная писателем Иваном Буниным Паустовскому 15 сентября 1947 года. В ней содержится отзыв на рассказ Паустовского «Корчма на Брагинке».

 Музеи

     Музей К. Г. Паустовского, расположен на территории усадьбы Кузьминки в Москве. С 1992 по 2017 год музеем издавался специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского» (всего вышел 31 номер).      В 2005 году в г. Старый Крым открылся дом-музей Паустовского.      Есть музей Паустовского и в селе Пилипча Киевской области.      Дом-музей Паустовского в Тарусе. Открытие состоялось 31 мая 2012 года, в день 120-летия со дня рождения К. Паустовского.      Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».      Киевский музей К. Г. Паустовского в школе №  135, улица Михаила Коцюбинского, 12 Б. Открытие состоялось 30 ноября 2013 года.      «Тропа К. Паустовского», входящая в экскурсионные маршруты, начинается у Дома-музея И. П. Пожалостина, расположенного в посёлке Солотча Рязанской области.

Использованные источники:

  1. Константин Георгиевич Паустовский. – Текст электронный. – URL: http://paustovskiy-lit.ru/(дата обращения 3.02.2022). 2. Константин Георгиевич Паустовский – Википедия. – Текст электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_Георгиевич_Паустовский(дата обращения 3.02.2022). 3. Константин Паустовский – Лаборатория фантастики. – Текст электронный. – URL: https://fantlab.ru/autor2811/ (дата обращения 3.02.2022). 4. Паустовский Константин Георгиевич – Культура.РФ. – Текст электронный. – URL: https://www.culture.ru/persons/8968/konstantin-paustovskii (дата обращения 3.02.2022).

 

свернуть

75 лет со дня рождения Раисы Боровиковой

11.05.2022
11 мая 2022 г. — 75 год з дня нараджэння Раісы Андрэеўны Баравіковай (1947), пісьменніцы, перакладчыцы, лаўрэата Літаратурнай прэміі імя А. Куляшова (1987), Дзяржаўнай прэміі імя Я. Купалы (1993), Спецыяльнай прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь
развернуть

11 мая 2022 г. — 75 г0д з дня нараджэння Раісы Андрэеўны Баравіковай (1947), пісьменніцы, перакладчыцы, лаўрэата Літаратурнай прэміі імя А. Куляшова (1987), Дзяржаўнай прэміі імя Я. Купалы (1993), Спецыяльнай прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь

 

Раіса Андрэеўна Баравікова нарадзілася 11 мая 1947 года ў вёсцы Пешкі Бярозаўскага раёна Брэсцкай вобласці. Бацька, Андрэй Мікалаевіч Баравікоў, родам з Магілёўскай вобласці, ваяваў у 345-м партызанскім атрадзе Рамана Яроцкага і пасля вайны застаўся на Бярозаўшчыне, працаваў у райпо фінансістам. Маці, Ніна Уладзіміраўна (Шыманская), дзяўчынкай складала вершы на польскай мове, добра малявала.

 

Раіса рана пачала пісаць вершы, наведвала школьны літаратурны гурток. Калі аўтарцы споўнілася трынаццаць, яе вершы былі апублікаваны ў раённай газеце «Маяк коммунизма». Бярозаўскае літаратурнае аб’яднанне «Крыніца» (кіраўнік Яўген Сяленя) дало шчаслівы старт многім вядомым паэтам, у ліку якіх і Раіса Баравікова.

У 1965 годзе скончыла сярэднюю школу № 1 г. Бярозы. У гэтым жа годзе сям’я Баравіковых пераехала на радзіму бацькі, але Раіса Андрэеўна заўсёды з любоўю ўспамінае Пешкі і Бярозу, дзе прайшло яе шчаслівае дзяцінства. На ўсё жыццё засталіся любімымі тыя мясціны, дзе яна нарадзілася, зрабіла першыя крокі, пачула матчыну калыханку, дзе пачала пісаць вершы.

Працоўны шлях Раіса Баравікова пачала ў быхаўскай раённай газеце «Маяк Прыдняпроўя» на пасадзе літсупрацоўніка. Атрымала спецыяльнасць мастацкага перакладчыка ў Літаратурным інстытуце імя А. М. Горкага ў Маскве (1971). Працавала рэдактарам на кінастудыі «Беларусьфільм» (1971–1972), карэспандэнтам газеты «Літаратура і мастацтва» (1972–1977), у «Чырвонай змене». На працягу 1996–2000 гадоў была намеснікам, затым галоўным рэдактарам часопіса для жанчын «Алеся». У 2002–2011 гадах узначальвала часопіс «Маладосць», які пад яе кіраўніцтвам за кароткі час стаў адным з самых папулярных беларускіх выданняў. У 2011–2012 гадах — зноў у штотыднёвіку «ЛіМ», затым — у рэдакцыі дзіцячага часопіса «Вясёлка».

Першы зборнік вершаў Раісы Баравіковай «Рамонкавы бераг» выйшаў у 1974 годзе ў серыі «Першая кніга паэта». У 1977 годзе яна была прынята ў Саюз пісьменнікаў БССР. Затым свет пабачылі яе зборнікі паэзіі «Слухаю сэрца» (1978), «Такое кароткае лета» (1981), «Адгукнуся голасам жалейкі» (1984), «Каханне» (1987), «Пад небам першага спаткання» (1990), «Люстэрка для самотнай» (1992),«Сад на капялюшыку каханай» (1998), «Дрэва для райскай птушкі» (2007). Паэтычныя зборнікі Раісы Баравіковай — своеасаблівая энцыклапедыя кахання, напісаная ад імя жанчыны, якую кахаюць, і ад імя той, якая кахае сама. Вобраз лірычнай гераіні мае выразную біяграфічную аснову, за ёй — радасць і перажыванні, трагедыі і расчараванні паэткі, якая выбрала складаны шлях: выказванне ўласнага стану душы, увасабленне адценняў жывога, балючага, трапяткога пачуцця.

З імем Раісы Баравіковай, нават з яе нязменна прыгожым праз многія гады знешнім воблікам і голасам, звязана ўражанне прасветленасці, пяшчоты, рамантычна-ўзнёслых адносін да жыцця, эмацыянальнасці і высокай усхваляванасці, якая не можа стрымлівацца ніякімі побытавымі межамі.

Сваю творчасць пісьменніца не абмяжоўвае толькі паэзіяй, яна актыўна працуе і ў іншых літаратурных жанрах: у прозе, драматургіі, мастацкім перакладзе. У 1980 годзе з’явілася яе аповесць пра каханне «Кватарантка», у 2002 годзе — зборнік апавяданняў «Вячэра манекенаў». З пад пяра Баравіковай-драматурга выйшлі п’есы: «Цётка Малання з Асаўца», «Пятля часу», гістарычная драма «Барбара Радзівіл».

Для дзяцей Раіса Андрэеўна напісала кнігі: «Галенчыны “Я”, альбо Планета Цікаўных Хлопчыкаў» (1990), «Дзве аповесці пра міжпланетнага Пажарніка і жабяня Квыш-Квыш» (1996), «Вячэра для манекенаў» (2002), «Казкі астранаўта» (2006), «Казкі з гербарыя» (2008), «Казачныя аповесці пра міжпланетнага Пажарніка і іншых мамурыкаў» (2010), «Ты не слухай Мішку, коцік!» (2013), «Матылёчкі-матылькі» (2014), «Свята ў хату. Народны каляндар часопіса “Вясёлка”» (2015), «Бусева школка. Казкі» (2015).

Перакладае на беларускую з рускай, украінскай і польскай моў. Для дзяцей пераклала казкі Ханса Крысціяна Андэрсена «Дзяўчынка з запалкамі», «Елка», братоў Грым «Жывая вада», «Кароль-жабяня, альбо Жалезны Гейнрых», «Мужычок», «Рапунцель» і інш.

Раіса Баравікова — актыўная ўдзельніца адукацыйнага праекта «Чытаем па-беларуску з velcom» (2015–2016) па папулярызацыі беларускай мовы і літаратуры, падчас якога дзеці з абласных і раённых цэнтраў Беларусі не толькі пазнаёміліся з сучаснымі беларускімі пісьменнікамі і іх творамі, але і атрымалі практычныя навыкі валодання беларускай мовай у займальнай форме. У рамках праекта Раіса Андрэеўна наведала і Бярозу.

Здабыткі і дасягненні ў беларускай літаратуры Раісы Баравіковай высока адзначаны дзяржавай. Лаўрэат Літаратурнай прэміі імя Аркадзя Куляшова (1987) за зборнік лірыкі «Каханне», Дзяржаўнай прэміі імя Янкі Купалы (1993) за кнігу «Люстэрка для самотнай», Спецыяльнай прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь (1998) за кнігу «Сад на капялюшыку каханай».За плённую літаратурную працу пісьменніца ў 2008 годзе ўзнагароджана медалём Францыска Скарыны.

 

 

Творы Р. А. Баравіковай

  1. Пра кашэчага караля Варгіна і мышку Паднорку : казкі з міфалагічнага люстэрка : [для сярэд. шк. узросту] / Раіса Баравікова. – Мінск : Звязда, 2017. – 121, [6] с. : iл.
  2. Свята ў хату : народны каляндар часопіса «Вясёлка» / Раіса Баравікова. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 39 с.: іл. – (Бібліятэка часопіса «Вясёлка»).
  3. Казачныя аповесці пра міжпланетнага Пажарніка і іншых мамурыкаў : для сярэд. шк. узросту / Раіса Баравікова. – Мінск : Лiтаратура iМастацтва, 2010. – 141 с.
  4. Сад на шляпке возлюбленной : любовная лирика / Р.Боровикова. Минск : Лiтаратура i Мастацтва, 2010. – 63 с.
  5. Казкі з гербарыя : [для сярэд.шк. узросту] / Раіса Баравікова.  Мінск : Литература и искусство, 2008.  139, [4] с.
  6. Дрэва для райскай птушкі : лірыка / Раіса Баравікова. – Мінск : Мастацкая лiтаратура, 2007. – 270 с. – (Залатое пяро).
  7. Казкі астранаўта : касмічныя падарожжы беларусаў : для дзяцей сярэд. шк. узросту / Раіса Баравікова. – Мінск : Литература и искусство, 2006. 158 с.
  8. Люстэрка для самотнай : вершы, пераклады і драматычная паэма / Раіса Баравікова. Мінск : Мастацкая літаратура, 1992.  206 с.
  9. Распагоджаныя дні : аповесць / Раіса Баравікова // Полымя. 2013. № С. 836.
  10. Барбара Радзівіл / Раіса Баравікова // Звон — не малітва : п’есы / уклад. І. Дабрыян. Мінск, 2008. C. 148–207. (Бiблiятэка школьнiка).

 

Аб жыцці і творчасці Р. А. Баравіковай

 

  1. Баравікова Раіса Андрэеўна // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. Мінск, 1996. Т. 2. С. 287.
  2. Баравікова Раіса // Пісьменніцы Беларусі. Мазыр, 1997. Ч. 1. С. 14.
  3. Баравікова Раіса Андрэеўна // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі : у 5 т. Мінск, 1984. Т. 1. С. 284.
  4. Раіса Баравікова / Г. М. Праневiч // Беларускія пісьменнікі (1917–1990) : даведнік / склад. А. К. Гардзіцкі. Мінск, 1994. С. 41–42.
  5. БаравіковаРаіса // Беларускія пісьменнікі : біябліяграфічны слоўнік : у 6 т. Мінск, 1992. Т. 1. С. 203–206.
  6. Боровикова Раиса Андреевна// Память : историко-документальная хроника Берёзовского района. Минск, 1987. С. 421.
  7. Гетман-Крывецкая, Н. В. Паэзія Таісы Бондар і Раісы Баравіковай: эвалюцыя мастацкай свядомасці : аўтарэферат дысертацыі… кандыдата філалагічных навук / Гетман-Крывецкая Наталля Васільеўна ; НАН Беларусі, Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры. – Мінск, 2012. – 22 с.
  8. «Аддам паклон сунічнай старане» : маналог-споведзь у вершах і фотаздымках паэта-земляка Раісы Баравіковай. – Бяроза : Боркаўская сельская бібліятэка, 2012. – 11 с.
  9. «Нас маладосць адорвае каханнем, каханне нас вяртае ў маладосць» : творчая вечарына Раісы Баравіковай / Берёзовская РЦБС. – Бяроза : ЦРБ, 2007. – 6 с.
  10. Баравікова, Р. А. Баравікова Раіса Андрэеўна / Р. А. Баравікова ; [гутарыла В. Стэльмах] // Беларусь у асобах / В. Стэльмах. Мінск : Пачатковая школа, 2011. С. 20–23.
  11. Макмілін, А. Раіса Баравікова : [аб творчасці] / Арнольд Макмілін // Пісьменства ў халодным клімаце : беларуская літаратура ад 70-х гг. ХХ ст. да нашых дзён / Арнольд Макмілін. Беласток, 2011.С. 163
  12. Боровикова Раиса Андреевна // Женщины Беларуси : [биогр. справочник]. Минск, 2003. С. 116.
  13. Раіса Баравікова : [аб творчасці] // Літаратура Берасцейшчыны / В. Я. Ляшук, Г. М. Снітко. Брэст, 1999. С. 341–345.
  14. Гніламёдаў, У. Ад даўніны да сучаснасці : нарыс пра беларускую паэзію : [аб творчасці Р. Баравіковай] / Уладзімір Гніламёдаў. – Мінск : Мастацкая літаратура, 2001. – С. 161.
  15. Гніламёдаў, У. Высокі сэнс быцця : [жаночая лірыка Р. Баравіковай] / Уладзімір Гніламёдаў // Класікі і сучаснікі : артыкулы, нарысы, старонкі ўспамінаў / Уладзімір Гніламёдаў. Мінск, 1987. С. 240–249.
  16. «Душою гавару…» : літаратурна-паэтычная вечарына, прысвечаная жыццю і творчасці Раісы Баравіковай / склад. А. Юдчыц // Бібліятэка прапануе. 2009. № 4. С. 5–8.
  17. Кабаковіч, А.«Дзяўчынка на шары... » : творчасць Р. Баравіковай // Пасеянае ўзыдзе : вершы, переклады, літаратурна-крытычныя артыкулы / Алена Кабаковіч. Мінск, 1991. С. 229–243.
  18. Праневіч, Г. Зямля мая — калінавы куток : [аб творчасці Р. Баравіковай] / Генадзь Праневіч // Радаводнае дрэва Прыпяці. Брэст : С. Лаўроў, 2002. С. 70–75.
  19. Гаравая, М. Раіса Баравікова: «З Бярозаю я павязана ад пачатку і да канца»Маргарыта Гаравая //Маяк. Берёза, 2016. 22 октября. С. 9.
  20. Степан, В. Поэтесса : [о Раисе Боровиковой]/ Владимир Степан // Советская Белоруссия. 2016. 4 июня. С. 7.
  21. Леонович, Ю. Чытаем па-беларуску! /Юлиана Леонович // Советская Белоруссия. 2016. 20 апреля. С. 9.
  22. Герцык, А. В. Вывучэнне паэзіі Раісы Баравіковай у XIкласе / А. В. Герцык // Беларуская мова і літаратура. Серыя «У дапамогу педагогу». 2016. № 3. С. 36–41.
  23. Бухавец, М. Г. Фантастыка Раісы Баравіковай : [у дзіцячай літаратуры] / М. Г. Бухавец // Беларуская мова і літаратура. 2015. № 4. С. 38–43.
  24. Карпава, Н. Усе мы разам ляцім да зорак : метадычныя рэкамендацыі па папулярызацыі казак Раісы Баравіковай / Н. Карпава // Бібліятэка прапануе. 2013. № 4. С. 24–28.
  25. Казлоў, А. Жыць літаратурай і ў літаратуры / Анатоль Казлоў // Маладосць. 2012. № 5. С. 98.
  26. Боровикова, Р. Золотое яблоко судьбы : свое эссе о малой родине поэтесса Раиса Боровикова назвала «Золотое яблочко судьбы» / Р. Боровикова ; беседовала Л. Рублевская // Советская Белоруссия. 2012. 29 сентября.
  27. Бадак, А. Сонечная таямніца паэзіі : [аб творчасці Р. Баравіковай] / Алесь Бадак // Маладосць. 2012. № 5. С. 95.
  28. Гаравая, М. Праца на базе прыгожых пачуццяў / Маргарыта Гаравая // Маяк. Берёза, 2011. 14 мая. С. 4.
  29. Бельскі, А. І. Вывучэнне фантастыкі Р. Баравіковай ў 6 класе / А. І. Бельскі // Беларуская мова і літаратура. Серыя «У дапамогу педагогу». 2010. № 4. С. 13–14.
  30. Гулякевіч, А. І. Свет фантастыкі Раісы Баравіковай / А. І. Гулякевіч // Беларуская мова і літаратура. Серыя «У дапамогу педагогу». 2010. № 4. С. 3–10.
  31. Верціхоўская, М. І. Урок-інтэраналіз драматычных паэм А. Дударава «Чорная панна Нясвіжа», Р. Баравіковай «Барбара Радзівіл» і балады Я. Сіпакова «Просьба» / М. І. Верціхоўская // Беларуская мова і літаратура. Серыя «У дапамогу педагогу». 2010. № 2. С. 35–46.
  32. Баравiкова, Р. Залаты яблычак лёсу Раісы Баравіковай / Р. Баравікова ; гутарыў У. Сенькавец // Народная трыбуна. 2010. 6 сакавіка. С. 3, 11.
  33. Снітко, Г.«Выкрала сэрца маё каханне!..» : да юбілею Раісы Баравіковай / Галіна Снітко // Маяк. Берёза, 2007. 8 мая. С. 6.
  34. Бязпелкіна, А. Сцэнар кахання : лірычная гераіня Раісы Баравіковай / А. Бязпелкіна // Роднае слова. 2007. № 5. С. 9–11.
  35. Хмель, Л. «Слухаю сэрца…» : літаратурная вечарына, прысвечаная 60-годдзю з дня нараджэння Раісы Баравіковай / Л. Хмель // Бібліятэка прапануе. 2007. № 2. С. 29–31.
  36. Баравікова, Р. Гутаркі з уласным «Я» : [пра свой жыццёвы і творчы шлях] / Р. Баравікова // Полымя. 2007. № 5. С. 122–130.
  37. Баравікова, Р. Мы можам напісаць бестсэлер кшталту «Код да Вінчы»! / Р. Баравікова ; гутарыў М. Сінкевіч ] // Маяк. Берёза, 2006. 2 сентября. С. 6.
  38. Падліпская, З.«Яно і нараканне, і сонца, і пякучай цемры сплаў»: духоўны свет лірычнай гераіні Раісы Баравіковай / Зоя Падліпская // Роднае слова. 2006. №  С. 11–13.
  39. Смаль, В.«А на душы і светла, і шчымліва» : паэтычная сцяжына Раісы Баравіковай / Вячаслаў Смаль // Полымя. 2005. № С. 188–194.
  40. Шынкарэнка, В. Слухаць сэрцам / Вольга Шынкарэнка // Полымя. 2002. №3/4. С. 239–258.

 

свернуть

Валентина Александровна Осеева

28.04.2022
120 лет со дня рождения.
развернуть

Биография

        Валентина Осеева

свернуть

Вениамин Александрович Каверин

19.04.2022
развернуть

Биография

                                                 

            Каверин Вениамин                                                                        Фильм "Два капитана"

свернуть

Белла Ахатовна Ахмадулина

10.04.2022
развернуть

Биография

            

          Белла Ахмадулина.

         Жизнь и творчество

свернуть