Жигунова Наталья Ростиславовна Низалидина Ольга Викторовна
заведующий библиотекой библиотекарь
Современная библиотека учреждения образования является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся.
Библиотека ГУО "Средняя школа № 47 г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского" занимает отдельное помещение площадью 311 кв. метров на первом этаже здания школы.
В библиотеке имеются зона абонемента, зона читального зала, медиазона и два хранилища. Для организации работы библиотека обеспечена библиотечным оборудованием и техникой, оснащена 4-мя компьютерами, принтером, телевизором.
Зона читального зала рассчитана на 20 посадочных мест.
Медиазона оснащена 4-мя компьютерами. Каждый из них имеет выход в сеть Internet.
Формирование библиотечного фонда началось в июле 2020 года. С этой целью в бибколлекторе, магазинах «Ровесник», «Асвета», «Глобус» ОАО «Витебсккнига» проводился отбор художественной, учебно-методической, нормативно-правовой, справочной, энциклопедической и другой литературы, в которой нуждается школьная библиотека. Были проведены отборы художественной программной литературы в УО Первомайского района и ГУО «Межевская средняя школа Оршанского р-на».
Поступление новой литературы осуществляется как централизованно, так и посредством замены утерянных учебников, а также проведению ежегодной акции , посвящённой Международному дню дарения книг.
Благодаря активному участию коллектива школы в подписной кампании, фонд нашей библиотеки пополнился периодическими изданиями для детей «Весёлый зоопарк», «Волшебный светлячок», «Вясёлка», «Мир путешествий», «Непоседа», «Один дома», «Рюкзачок», «Каламбур».
Ведется работа по накоплению тематических материалов, как на бумажных, так и на электронных носителях.
Руководство школы уделяет особое внимание вопросам внедрения информационных технологий в работу библиотеки, так как одна из главных задач, стоящая перед нами, - создание электронного каталога.
Для библиотеки приобретен программный комплекс «БиблиоГраф», который является частью единой информационной среды и позволяет работать с единой базой данных образовательного учреждения совместно с комплексом «ПараГраф». В настоящее время ведётся работа по внесению в электронный каталог поступающей учебной и художественной литературы.
Со дня основания образовательного учреждения библиотека тесно сотрудничает с Центральной городской библиотекой им. М.Горького, детским и юношеским отделами Областной библиотеки им. Ленина, библиотеками Областного и Городского коррекционных центров образования и реабилитации, и другими школьными библиотеками города: проводятся совместные мероприятия, используются фонды учебников.
Взаимодействие библиотек осуществляется путем взаимного использования информационных ресурсов.
Устная презентация библиотеки проводится как во время библиотечных занятий, так и во время посещений. Пользователям рекламируются услуги, которые может предоставить наша библиотека. Помимо традиционных форм обслуживания в читальном зале и на абонементе благодаря наличию компьютеров есть возможность работать с электронными носителями информации.
В библиотеке осуществляется издательско-оформительская деятельность: печатаются рекомендательные списки литературы, буклеты, библиографические закладки, рекламные листовки, фактографическая информация для выставок; оформление полочных разделителей, названий выставок и их разделов, оформление информационных стендов и т.д.
Еще одно направление работы библиотеки – подготовка материалов для библиотечной страницы на сайте школы.
Это не только объявления и информация о проведенных мероприятиях. На странице есть отдельные рубрики для учащихся, учителей и родителей. Учащиеся смогут найти там рекомендательные списки литературы, родители – полезные советы по детскому чтению, учителя – списки новых поступлений и другую нужную информацию, например, недавно размещенный каталог полезных ссылок на web-ресурсы, в том числе на электронные библиотеки.
Работая в библиотеке, ребенок или взрослый хочет сменить обстановку после занятий в школьном классе. Пребывание в «книжном доме», даже обусловленное деловыми запросами, должно включать элементы релаксации. Важной составляющей частью интерьера библиотеки является ее эстетическое оформление.
В планах библиотеки – создание открытой зоны «комфортного чтения» для детей. В перспективе планируется оформить место для выставок детских рисунков и поделок, фоторабот, что, несомненно, украсит и оживит интерьер библиотеки, поспособствует ее положительному имиджу.
В работе с читателями важное место занимает справочно-библиографическое обслуживание. По разовым запросам читателей систематически выполняются библиографические справки. Постоянно ведется работа по информированию учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-организаторов, классных руководителей о новых поступлениях учебников и литературы по педагогическим наукам, по внеклассной и социально-педагогической работе.
При записи читателей в библиотеку, а также во время массовых мероприятий проводятся рекомендательные беседы, беседы о сохранности книг. При получении от пользователей прочитанных книг также проводятся беседы.
До всех интересующихся учащихся доводится информация о порядке замены утерянных книг. Также эта информация размещена на библиотечной страничке школьного сайта.
Информация о новых возможностях библиотеки регулярно доносится до пользователей посредством печатных объявлений на информационных стендах, в учительской и устной рекламой, и дублируется на библиотечной страничке сайта.
Перед началом учебного года оформляется стенд для родителей об условиях оплаты пользования комплектом учебников, редактируется папка с нормативно-правовыми документами, регулирующими оплату учебников, проводятся индивидуальные личные и телефонные консультации по спорным вопросам.
По мере требования классных руководителей проводится информирование родителей о чтении детей.
Одной из функций библиотеки является воспитательная работа, которая помогает обучающимся прежде всего в нравственном становлении личности, которое включает несколько направлений: идеологическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, интеллектуальное, трудовое, экологическое, семейное.
Организованы постоянно действующие выставки и книжные полки, посвященные праздникам, памятным и знаменательным датам.
С целью формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь организованы тематические выставки «Душа Беларуси в символах ее», «Мая краіна – Беларусь».
В минувшем Году исторической памяти организована книжная выставка «Пепел Хатыни в сердца нам стучится», проведен кинолекторий «Сёстры Хатыни».
В рамках популяризации белорусского литературного наследия, привлечения к книгам и чтению организованы выставки «Каля крыніц беларускай кнігі», «Дар асветнікаў беларускіх», «Спадчына сінявокай зямлі», «Шляхамі нашых продкаў», проводятся викторины , квесты ит.д.
Библиотека принимает участие в инновационном проекте «Формирование нравственных качеств личности учащихся через приобщение к православным и культурным традициям белорусского народа». Благодаря проекту книжный фонд библиотеки пополнился литературой духовно-нравственного содержания.
Библиотекой проведены акции: «Чистые руки – здоровая жизнь», «ВИЧ-СПИД: история в буклетах», «Дарите книги с любовью», в которых принимали участие не только учащиеся, но и сотрудники нашей школы.
Учитывая интересы и потребности юных читателей, библиотекари не прекращают поиск новых нетрадиционных и эффективных форм работы, которые несут не только познавательный характер, но и зрелищный, яркий и эмоциональный, компонент. Одной из таких форм являются библиотечные театрализованные постановки.
Еще одно направление работы библиотеки – участие в проекте «Хочу в школу», организованном совместно с дошкольными учреждениями образования. В его рамках регулярно проводятся ознакомительные экскурсии по библиотеке и кукольные спектакли.
При проведении массовых мероприятий стремимся охватить все возрастные группы пользователей.
Особой популярностью у читателей библиотеки пользуется такая форма работы библиотеки, как фотозона. К Дню учителя, к Новому году и к Международному женскому дню регулярно оформляются яркие, креативные и позитивные фотозоны.
На современном этапе развития общества значение школьной библиотеки и, следовательно, сотрудники библиотеки общеобразовательного учреждения велико и постоянно возрастает. Решение проблем, с которыми сегодня сталкивается сотрудник библиотеки, предполагает высокий уровень профессионализма, пересмотр многих традиционных форм и методов работы, настоятельно требует инноваций. Повышение квалификации реализуется через два основных процесса: профессиональные обучающие мероприятия и самообразование.
Сотрудники библиотеки регулярно принимают участие в работе районных методических объединений школьных библиотекарей. Постоянно участвуют в обучающих онлайн – вебинарах, семинарах, курсах повышения квалификации.
Накоплению опыта способствует участие в городских и районных мероприятиях. Так, во время празднования Дня города библиотека представляла учреждение образования интерактивной площадкой «Дерево здоровья», где горожане отгадывали загадки, фотографировались у красивого деревца, оставляли свои записи о важности ведения здорового образа жизни.
Работу по самообразованию сотрудники библиотеки осуществляют посредством чтения профессиональных изданий, изучения интересующих вопросов в сети Интернет на профильных библиотечных сайтах. Организована подписка на журнал «Бібліятэка прапануе”.
Библиотека принимала участие в областном конкурсе «ББК. Библиотека. Библиотекарь. Креатив». По итогам конкурса в номинации «Библиотека – центр притяжения», куда было представлено 86 заявок, наша конкурсная работа отмечена дипломом 1 степени.
Эту работу представляем вашему вниманию.